Никитина Татьяна Николаевна
Информация в уголок для родителей «Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста»Значение познавательного интереса в жизни человека. Для каждого человека огромное значение имеет развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человеками его деятельность свидетельствует известный русский педагог В. П. Вахтеров. Анализируя жизнь и деятельность выдающихся людей, он обнаружил, что некоторые из них оказались в не интересующей их области ленивыми; напротив, в области, которая их интересовала, они обнаруживали себя людьми живыми, энергичными, яркими, неутомимыми. Наличие интереса к приобретению знаний и к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое значение. Нам нужны не просто активные исполнители чужой воли, а творческие люди, которые внутренне принимают стоящие перед ними задачи, со страстью и жадностью ищут, добывают, усваивают нужные знания и применяют их на практике. Иначе говоря, это люди, которые с интересом учатся и с интересом работают. Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить. Интерес в дошкольном возрасте Дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка. Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей - «теоретиков». У них наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах обобщения, то в актах измерения и т. п. Особенности развития познавательного интереса у детей в раннем возрасте Начиная со второго года жизни объектами познания детей становятся окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования. В 2 года ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно, он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом. Вместе с эмоциональным общением и общением на основе понимания у ребенка появляется и речевое общение. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающего лепета. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Но пока малышу ещё трудно себя заставить делать, видеть то, что ему не интересно. Взрослому важно пробудить интерес к предмету или занятию и в дальнейшем поддерживать его. Игра - основной инструмент формирования познавательного интереса у детей раннего возраста Самой эффективной формой занятий на данном этапе становится игра. При этом важно сочетать развлечение и дело так, чтобы одно не мешало другому. Интерес ребенка надо поддерживать заинтересованностью взрослого, а также характером его речи: она должна быть эмоциональной, неторопливой, достаточной громкости, состоять из коротких фраз и простых понятных малышу слов. Важно предоставлять ребёнку пространство в разговоре, принимать любой его ответ, при этом предлагать правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний необходима повторность, благодаря которой растёт активность малыша, он легче справляется с заданием. Но при этом снижается заинтересованность. Чтобы такого не произошло, на практике лучше использовать новые игрушки, менять какую – нибудь одну деталь, демонстрировать предметы в движении, озвучивать предметы, сочетать наглядность со словом. Для ребенка раннего возраста умение воспринимать цвет, распознавать его является самым сложным. Это связано с тем, что ведущей деятельностью для него пока ещё является практическая. А с абстрактным цветом играть невозможно. При подборе и проведении игр на формирование зрительного восприятия, внимания, запоминания, необходимо учитывать особенности раннего возраста: - Эмоциональность - ребёнка привлекает только то, что ему нравится и в данный момент представляет для него более значимый интерес. - Ребёнок становится способным чётко выполнять инструкцию, задания по образцу, слушать словесные пояснения, понимать взрослого. В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные образы. Взрослый должен стремиться к тому, чтобы образы были объединены словом с обозначением. Если этот процесс пройдёт успешно, то ребёнок сможет по слову вызывать представления о цвете предмета, о котором говорит взрослый и в дальнейшем употреблять эти слова самостоятельно. Этот процесс не происходит спонтанно, этому ребёнка необходимо обучать. Ежедневно проводя игры – занятия, мы увеличиваем запас представлений ребёнка о свойствах предметов, что будет способствовать дальнейшему умственному развитию малыша. Игры на развитие познавательной сферы ребенка «Нанизываем бусы» Предложите детям изготовить «бусы» для большой игрушки (медведя, тигра, бегемота и т. п.). Подготовьте тесьму или толстую нить и «бусины» — разнообразные предметы с большими отверстиями. Это могут быть катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора, обрезанные с двух сторон пластиковые бутылки и пр. «Шнуровка» Для этого вида игр можно использовать разнообразные приспособления: большие деревянные пуговицы и деревянная иголка со шнурком, деревянный «сыр» с дырками, набор для «вышивания» - натянутая на рамку канва с большими ячейками и деревянная игла со шнурком и др. «Игры с кубиками» Разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмассы, поролона и др. Желательно, чтобы были кубики с предметными или сюжетными картинками, для распознавания и запоминания основных цветов лучше использовать просто цветные кубики. Прежде чем организовывать игры - занятия с кубиками, необходимо дать малышам возможность свободно поиграть с ними: взять в руки, попередвигать, побросать, постучать, поставить друг на друга и т. д. «Составные картинки» Более сложным вариантом плоскостного конструирования является работа с разрезными картинками. Собирая картинку по образцу, ребенок подбирает детали по цвету, рисунку, прикладывает их друг к другу, путем проб и ошибок отыскивает правильный вариант их соединения. «Мозаика» Занятия с мозаикой очень полезны как для познавательного развития ребенка, так и для развития целенаправленности. Детям раннего возраста следует предлагать мозаики, состоящие из крупных элементов, которыми легко действовать, состоящие из небольшого числа деталей. Это могут быть домик с прямой крышей, цветок с тремя - четырьмя лепестками или простой геометрический узор. 1 июля 2021 в 17:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.